Оставить заявку 8 (800) 700-14-21 Заказать звонок

Развитие Торгово-развлекательных центров в России и в мире

15 сентября 2017 - Администратор

Главный архитектор Института современных строительных технологий Олег Потапченко выступил на форуме Pro Estate в Москве 13 сентября 2017 года с докладом о развитии Торгово-развлекательных центров.

В настоящий момент во всем мире наблюдается кризис существующих форматов торгово-развлекательных центров. Даже лучшие концепции, содержащие грамотный набор арендаторов, страдают схематичностью и непроработанностью общественных зон, которые являются чем угодно, только не комфортным пространством. При этом все требования соблюдены формально: торговый центр имеет внятную структуру и коммуникации, но повода задерживаться в нем нет.

Основной причиной сложившейся ситуации спикер выдели в том, что основную работу выполняют брокеры, а архитекторы, которые должны формировать пространство, только исполняют принимаемые решения. В итоге получается условно-правильная, но очень скучная концепция, которая очень плохо работает. ТРЦ имеют на сегодня ярко-выраженный по дням перекос посещаемости, а часть клиентов теряют в пользу стрит-ритейла и вновь создаваемых общественных и рекреационных пространств.

Второй причиной Олег Потапченко назвал устаревание международных стандартных форматов, которые берут начало еще в 60-х годах прошлого века, со свойственным тому времени перекосом в сторону функциональной технологичности. Но человек не машина, на повестке дня уже достаточно сформировался новый урбанизм с его интересными сложными и многофункциональными рекреационными пространствами, дающими второе дыхание стрит-ритейлу. Мы имеем планомерный отказ от автомобилизации и развитие вело-движения, введение партисипаторного бюджетирования и социальных инициатив. Современный мир становится сложным, нелинейным и региональным. Можно сказать, что стандартные форматы устарели до неприменимости.

Третьей причиной является недостаточный объем исследований при стандартной разработке концепции. Ограничиваясь исследованием рынков, конкуренции и транспортных потоков, консультанты не могут осуществить тонкие настройки и адаптацию концепции к конкретной локации, о чем свидетельствует обратная связь. При текущей технологии разработки концепций в лучшем случае учитывается только мнение потенциальных арендаторов, но не посетителей, и торговый центр как система в целом не рассматривается.

Успешность проекта торгово-развлекательного центра, учитывая его социальную и градостроительную значимость, зависит от сотрудничества с органами власти, при этом его нельзя рассматривать отдельно от города. Необходима привязка к городской транспортной инфраструктуре, системе пешеходных и велосипедных маршрутов.

Все это несколько увеличивает объем затрат и времени на начальном этапе, но повышает привлекательность объекта и значительно снижает риски благодаря встроенности в городскую ткань.

В целом, на взгляд Олег Потапченко, задачу можно выразить в очеловечивании масштаба торгового центра: зонировании больших пространств, усложнении планировочной и функциональной структур.

Нужна консультация специалиста?